Автор: Сбитнева Галина Ивановна
Геральдическое описание герба Русскохаланского сельского поселения:
«В четверочастном золотом, лазоревом, червленом и серебряном поле под черной вырезанной главой, образующей вершину тройной горы – звезда о восьми лучах, в металле – червленая, в финифти – золотая, обремененная золотым безантом и сопровожденная в червлени двумя золотыми пчелами в перевязь (каждая пчела – сообразно щиту), а в серебре – червленым горшком, накрытым лазоревой тканью и перевязанным червленью».
Обоснование символики герба Русскохаланского сельского поселения.
В гербе Русскохаланского сельского поселения применяются символы из изображения на стеле при въезде в город и эмблемы культурного бренда поселения.
История административного центра современного сельского поселения уходит корнями вглубь веков. В 1615 году дьяк из Разрядного приказа, по указанию царя Алексея Михайловича осматривавший местность, обнаружил в устье реки Халань поселение. Состояло оно всего из трех дворов, но уже называлось Русская Халань. В переводе с татарского «халань» означает изобилие, а чтобы указать на национальную принадлежность, поселенцы добавили слово «Русская».
Четырехчастное деление поля герба – как в гербе рода Трубецких, символизирует, что в пореформенный период во второй половине XIX века село Русская Халань входило в состав вотчины князей Трубецких, которые, по данным справочника «Вся Россия» (СПб, 1902 г.), были самыми крупными землевладельцами двух Оскольских уездов.
Жители Русскохаланского сельского поселения знают и чтут свои традиции, и соблюдают их и по сей день. Одним из любимых традиционных блюд местной кухни является кутья – праздничное обрядовое угощение на Святки. В январе 2016 года, когда широко и весело прошли святочные гулянья, Русскохаланская кутья получила статус культурного бренда сельского поселения. Кутья бывает постной (бедной) и скоромной (богатой, щедрой). По значительным праздникам, на свадьбу, на крестины и рождение ребенка, если они не приходились на пост, готовили щедрую кутью, в которую клали много сливок, масла, молока, меда, мака, орехов и других «скоромных» добавок.
Кутья – не просто блюдо на праздничном столе, это сочетание религиозных обычаев и традиций русского народа. В этой каше заложено пожелание себе и своей семье счастья и благополучия. Каждый ее ингредиент – сочетание символов и знаков: зерно – символ вечной жизни и перерождения, маковые зерна или ядра орехов – плодородие, богатство, щедрость и достаток для всей семьи, мед символизирует удовольствия и сладкую жизнь.
В гербе Русскохаланского сельского поселения пчелы, как добытчики меда, и крынка, как традиционная русская глиняная посуда для молока, символизируют Русскохаланскую кутью. Пчела – символ величайшего трудолюбия, заботы, бескорыстия. Накрытая тканью крынка символизирует богатство и сельскохозяйственную продукцию поселения.
Звезда – символ, схожий с изображением на эмблеме культурного бренда Русскохаланского сельского поселения, вместе с тем символ вечности и устремленности вперед, в будущее.
Звезда с безантом (геральдическим шаром), символом общности и единства, образуют солнце – символ совершенства, «круглого года», круговорота сезонов как основы сельскохозяйственного уклада, что подчеркивает особую роль сельского хозяйства в экономике поселения.
Лазоревая часть символизирует, что Русскохаланское сельское поселение расположено в месте впадения реки Халань в главную в Чернянском районе реку Оскол.
Черная вырезанная глава символизирует принадлежность к Чернянскому району, где подобная глава изображена в гербе района и в других сельских поселениях, создавая геральдическое единство.
Примененные в гербе цвета символизируют:
золото (желтый цвет) – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
серебро (белый цвет) – символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения;
черный цвет – символ мудрости, вечности и покоя;
червлень (красный цвет) – символ храбрости, мужества, неустрашимости, великодушия, любви, огня, теплоты и животворных сил;
лазурь (синий цвет) – символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Авторская группа:
идея герба: Сизых Анатолий Павлович;
геральдическая доработка: Константин Моченов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Ольга Френкель (г. Москва).